Loading...

Как цифровые технологии меняют музеи к лучшему

  1. Как предоставляется дополнительная информация
  2. Рекомендации и подсказки
  3. Гиды без человека
  4. Естественные интерфейсы
  5. Геймификация
  6. Партиципация
  7. Зачем отслеживать индивидуальный опыт и собирать данные

Современные музеи все больше приходят к использованию современных технологий в своей деятельности. Благодаря им, посетители не просто воспринимают предложенные экспонаты, а участвуют в процессе: выбирают понравившиеся экспозиции, узнают об истории экспонатов, читают информацию о создателе и так далее.

Музеи будущего можно будет назвать обособленными цифровыми пространствами с персонализированной поддержкой каждого посетителя.

Уже сейчас во многих музеях аудитория может пользоваться приложениями, которые показывают куда пойти, чтобы увидеть экспозиции, похожие на понравившиеся. Они формируют особый маршрут для посетителя по опыту посещений через геймификацию и партисипаторный подход.

Как предоставляется дополнительная информация

Путь развития этого направления:

  1. Предоставление информации через таблички

    Изначально это было эффективно, но с увеличением трафика в музеях получать информацию стало сложно, так как к вывеске у экспоната невозможно добраться.

  2. Передача информации через СМС

    Эту технологию в 2009 году принял на вооружение Бруклинский музей. За экспонатами были закреплены короткие номера телефонов. Посетитель, отправляя СМС на этот номер, получал все сведения о предмете искусства.

  3. Информация в приложении

    Эта технология работает сегодня. Музеи используют специально разработанное приложение для связи физического и виртуального пространства.

Информацию можно получить несколькими способами

Технология Как это выглядит
Поиск по изображениям – пользователь наводит камеру смартфона на экспонат и получает информацию о нем.
RFID-метки – радиочастотная идентификация: телефон или другое устройство принимает сигнал. Эта технология может применяться и для защиты экспонатов.  
IBeacon – технология, использующая Bluetooth-подключение. Информация предоставляется в зависимости от местоположения аудитории.  
QR-коды – во всех современных мобильных устройствах камера может распознавать их, если нет, есть сторонние приложения для этих целей  

Еще одно решение, которое дает информацию посетителям – LinkRay. Технологию с 2016 года применяется в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Специальное приложение позволяет распознавать особый код освещения экспозиции. Освещение каждого предмета искусства кодируется, посетитель наводит камеру смартфона на интересующую его экспозицию и получает интересные сведения о картине, скульптуре. Эта технология превосходит в качестве Bluetooth-маячки и QR-коды, которые требуют присутствия рядом с картиной. LinkRay распознает программу освещения на большом расстоянии. Еще одно важное преимущество – приложение отдает информацию на языке пользователя, что очень облегчает ему жизнь.

В будущем различные технологии будут сочетаться друг с другом, например, по Bluetooth или Wi-Fi посетитель будет получать информацию в виде сообщения, например: рядом работает LinkRay, наведите камеру смартфона на картину. Пользователь, после получения оповещения, сможет легко узнать сведения об интересующем его экспонате.

Рекомендации и подсказки

Снова о Бруклинском музее с его решением СМС-сообщений. В них посетителям предлагалась не только информация об экспонатах, но и сведения о похожих предметах искусства. Таким образом, аудитория сама могла определять свой маршрут следования по музею, выбирать те экспонаты, которые больше всего их интересуют. В современных приложения реализуется похожий подход. Однако далеко не каждый музей может позволить себе делать ставку на интерес пользователей. Это разрушает устоявшийся алгоритм работы, что требует коррекции деятельности всего музея или выставки.

Перспективным направлением работы музеев может стать также рекомендация отдельных предметов искусства еще до начала следования по музею.

Пример такого решения – интерактивная стена в Кливлендском музее, которая применялась в проекте ArtLents. На доску поочередно выводились изображения экспонатов. Пользуясь ей, пользователь мог выбрать понравившиеся предметы, прочитать интересную информацию о нем и продумать собственный маршрут посещения.

Гиды без человека

Аудио и мультимедийные гиды – еще одно важное дополнение музеев. Они информируют пользователя, рассказывают подробности об экспонатах, при этом, посетитель сам может определять темп прохождения и маршрут выставки. Также важно то, что гиды могут давать информацию на различных языках.

Цифровой гид может быть интегрирован в мобильное устройство как приложение, может быть специальным устройством у экспозиции. Разновидностей много:

Мультимедийный стол

Переносной аудиогид с наушниками, чтобы не мешать другим посетителям

Приложение-гид

Необычные варианты реализации технологий:

  • в музее дизайна Купер-Хьюитт используются интерактивные доски, на которых пользователи видят не только информацию, но могут рисовать, сохранять информацию и передавать ее на свои устройства;
  • в Музее Мерседес-Бенц, расположенном в Штутгарте, гиды интерактивные работают автономно, они запускаются, когда посетитель подходит к ним.

Электронные гиды – ступенька развития, которая упрощает экскурсии

Естественные интерфейсы

Это новый шаг в развитии музейной деятельности, который пока не развит в должной мере. Работают они при прямом взаимодействии пользователя через касания, телодвижения, при считывании биометрических данных. Пользователи могут манипулировать их работой телодвижениями в реальности, передавая информацию в интерактивную среду. Многие естественные интерфейсы построены на технологиях нейронных сетей, благодаря этому, они сами учатся распознавать действия посетителей.

Одним из передовых естественных интерфейсов является передача тактильных ощущений. Эта функция позволит охватить интересы людей с нарушениями зрения.

Наиболее яркий пример реализации естественного интерфейса – выставка «Связанные Миры» в Нью-Йорке.

Это проекционная инсталляция естественной экосистемы. Пользователи могли с ней взаимодействовать, жесты меняли окружающую среду, а от этого корректировался и общий баланс. Так посетители ощущали себя частью созданной экосистемы.

Для реализации «эффекта присутствия» использовалось 12 сенсорных контроллеров Kinects и инфракрасные датчики.

Геймификация

Это один из важнейших инструментов повышения интереса к экспозициям. Его применяют во многих сферах, сейчас он пришел и в музеи. Например, в музее Микропия посетителям дают билеты, на которые в ходе экскурсии можно проштамповать некоторые виды микробов, а в конце маршрута получить больше информации о каждом из них. Есть и более интересные варианты реализации. Например, организаторы выставок придумывают различные задания, которые нужно выполнить по ходу маршрута. Наградой за выполнение может стать все что угодно, скидочный купон на посещение ресторана-партнера, одежда с символикой музея, сувениры из магазина музея и так далее.

Еще одно популярное решение с большим потенциалом – использование VR-шлемов в различных экспозициях.

Благодаря такой подаче информации посетители могут ощутить новые грани классического и современного искусства.

Партиципация

Под этим термином понимается коммуникация музея со своей аудиторией. Благодаря современным технологиям, посетитель активно взаимодействует с экспонатами, влиять на устоявшиеся принципы работы выставки или музея, вплоть до того, что пользователь может сам менять вид транслируемой информации.

Отслеживание информации и взаимодействие с посетителями позволяет создавать экспонаты и менять выставки в соответствии с интересами.

Примеры реализации такого взаимодействия:

  1. Музей американцев арабского происхождения в США предложил своим посетителям рассказать истории своей иммиграции и слушали истории других иммигрантов. По отзывам посетителей, это помогло лучше воспринять экспозицию;
  2. При посещении Sony Wonder Technology Lab в Нью-Йорке, посетители вначале выставки создают свои профили, в котором указывают имя, записывают свой голос, выбирают любимые цвета и музыкальные жанры. Вся информация сохраняется на карточке выставки, которая затем используется для взаимодействия с интерактивными экспонатами. Введенные сведения позволяют персонализировать экспозицию: пользователей приветствуют по имени, в музыке можно услышать свой голос, а на изображениях свое лицо.
  3. В Историческом музее Амстердама на выставке A’DAM, посвященной модным тенденциям и стилю, опыт посетителей стал элементом экспозиции. Здесь, по аналогии с прошлым случаем, пользователи создавали свой личный профиль, который переносился на личную карточку выставки. Посредством технологии RFID-маяков регистрировались предпочтения пользователей и записывались в карту. В конце следования по выставке, посетитель мог сравнить себя с другими участниками выставка. А по завершении посещения, все собранные данные отправлялись на электронную почту посетителей.

Технологии партиципации в будущем помогут создать контент, интересный разным слоям аудитории, что приведет к повышенному интересу к экспозициям.

Зачем отслеживать индивидуальный опыт и собирать данные

Первое – это персонализация выставок и увеличение интереса к ним. Но это не все, что можно получить собирая данные. Исследование аудитории позволяет улучшить сервис: узнать что больше интересует посетителей, что лучше показывать по-другому, а что можно убрать.

Например, в Музее Ван Гога, благодаря аналитике собранных данных в 2013 году узнали, что:

  • большинство посетителей – иностранцы: более 85%. Это значит, что нужно подумать о многоязычном интерфейсе и предоставлении информации;
  • средний возраст аудитории – 32 года, а 40% из них – люди в возрасте 20-30 лет. Эта аудитория активно пользуется смартфонами, значит, нужно оптимизировать выставки под использование мобильных телефонов: включать функции IBeacon, QR-коды.

Благодаря внесенным изменениям на основе аналитики, удалось увеличить среднее время посещения музея на 20 минут.

Популярным способом исследования аудитории является аналитика записей с камер видеонаблюдения. Пример такого решения – ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выполнили аналитику 3000 часов записей с камер наблюдения. Записи позволили определить: какие экспонаты пользуются большим интересом, сколько времени они находятся рядом с ними, узнать, какие залы пользуются наибольшим спросом, а какие почти не посещаются. Также удалось выяснить, где посетители теряются и куда нужно поставить источники дополнительных сведений: указатели, мультимедийные стойки.

Таким образом, сбор и аналитика информации – еще один способ оптимизации работы музеев.

Обратная связь 

Оставьте свой номер и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

г. Самара, ул. Красноармейская 63А, офис 27  

Режим работы: пн-пт с 9:00 до 18:00 ч.

Телефон: 8 800-700-46-26
(звонок по России - бесплатный)

E-mail: info@intetix.ru